Интервью с Кэндзи Хорикавой — основателем студии P.A. Works

С каждым годом любовь к аниме растёт. Популярные сайты, посвящённые аниме (Anime Anime!, Tokyo Otaku Mode, Bahamut и др.) объединились, чтобы взять интервью у представителей студий и показать закулисье работы над аниме-проектами.

Наш сайт перевёл для вас интервью с основателем и директором студии P.A. Works Кэндзи Хорикавой. Пишите нам, если хотите почитать интервью с представителями других студий.

Вы наверняка слышали о студии P.A. Works.  Несмотря на то, что офис компании расположен в небольшом городке Нанто (префектура Тояма) с населением чуть более 50 000 человек, аниме-студии удалось завоевать любовь зрителей по всему миру.



Студия была основана 10 ноября 2000 года. Самые знаменитые работы студии на данный момент: Iroduku: The World in ColorsMaquia: When The Promised Flower BloomsThe Eccentric FamilySakura QuestShirobakoHanasaku IrohaAnotherAngel Beats!Nagi-Asu: A Lull in the SeaTrue Tears

—  Для начала расскажите, пожалуйста, об основании студии P.A.WORKS

Хорикава: Я хотел работать в аниме-индустрии и в 1990-ом году получил работу. Тогда не было возможности работать над аниме в небольших городах, это была эра целов (изготовление мультипликации с использованием прозрачных целлулоидных плёнок. — прим. Chiwassu), и более 10 лет я работал над аниме в Токио.

Когда я только начинал работать, пообещал себе — обязательно вернуться в Тояму. Позднее, размышляя о том, чтобы найти новую работу, я понял, что хочу продолжать работать с мультипликацией. И это было правильное решение. С развитием дигитализации стало проще делать аниме вдалеке от больших городов, и в 2000 году я основал свою студию.

Вначале нас было только двое. Учитывая наше далёкое местоположение, мы понимали, что многие откажутся работать у нас. Но с ростом популярности P.A. Works нам удалось набрать и обучить много хороших сотрудников.

Мы крайне маленькая студия. Несмотря на то, что мы начинали как семья, с ростом предприятия сильно изменилась и его организация. Следя за изменениями в индустрии, мы постепенно привели в порядок число работников и наши требования. И так мы существуем уже более 18-ти лет.

Дорога с вокзала до студии сопровождается прекрасными видами.

— P.A.WORKS — одна из немногих студий, которым удаётся производить много успешных оригинальных аниме. В чём секрет вашего успеха?

Хорикава: Я не знаю. Каждый раз, когда мы начинаем работать над оригинальным проектом, у нас проходит обсуждение, где мы решаем, какие темы мы хотели бы взять. Режиссёр и все причастные к сериалу совместно выбирают желаемые темы.

Говоря о темах, я не подразумеваю оригинальное аниме, в котором мы говорим: » Самое важное — любовь и дружба.» Вместо этого мы с любопытством изучаем современное общество или вещи, которые беспокоят нас в повседневной жизни. Мы начинаем задавать себе вопросы и искать на них ответы.

— Вопросы стоят на первом месте?

Хорикава: Да, это так. Мы делаем аниме, чтобы найти ответы на заданные вопросы. Когда не всё идёт гладко, нас тревожит, что мы не отвечаем на вопрос вплоть до последнего эпизода. Но всё равно я нахожу чрезвычайно интересным то, что нам удаётся создавать оригинальные аниме, в которых мы задаём интересующие нас вопросы.

Благодаря вопросам  легче продумать направление, которому будут следовать персонажи, как они будут думать, и события, которые мы должны добавить. Мы можем направить течение в то русло, которое даст ответ на наш вопрос.

Если речь идёт просто о создании аниме, то, начиная, с этого года есть части, которые мы доверяем молодым специалистам. Но если речь идёт об оригинальном аниме, мы всегда напоминаем, что они должны обращать внимание на вопросы, которые задают их истории.

Независимо от того, что происходит, создание оригинального аниме длится три года. Это нормально, если публика воспринимает готовый продукт как что-то проходное. Однако это неприятно, если в течение трёх лет мы беспрерывно размышляли, о том, что делали. Нам хочется хорошей реакции, соответствующей тем трём годам, в которые мы вложили душу и время.



— С какого оригинального аниме всё началось?

Хорикава: Наше первое оригинальное аниме — Hanasaku Iroha (Азбука Цветов). Создавая его, мы пытались понять, с какими трудностями сталкиваются новички и как их преодолеть. Это было ново для нас, мы многому научились

Делая Shirobako (Белая Коробка) мы наслаждались процессом. Но это было время, когда мы слышали много критики в адрес индустрии и того, как тяжело в ней работать. Коммерческая аниме-индустрия сформировалась в Японии 60 лет назад, мы унаследовали её. И нам же нужно передать её потомкам. Нашим продуктом мы задали масштабный вопрос: «Почему мы создаём аниме?»

Изначально у нас не было ответа. В каждом эпизоде мы рассматривали один из видов проблем, которые возникают на студии, и находили их решение.

В конечном счёте ответ на вопрос, почему мы продолжаем работать в этой индустрии, у каждого свой. Но мой ответ включён в речь главной героини во время лаунж-вечеринки.

— У команды, пережившей так много, должны быть великолепные идеи.

Хорикава: Я думаю, что творцы должны ценить любопытство и исследовательский дух. Творческие люди в случае проблемы всегда находят самые неожиданные решения. Я считаю, что часть творчества — сомневаться в том, как устроен мир и смотреть на него под другим углом.

Я хочу, чтобы молодые творцы также задумывались об этом во время работы. Но, с другой стороны, мне кажется, что такой способ мышления уже устарел.

Возьмём историю, в которой раскрывается проблема человеческих взаимоотношений. Я чувствую, что правильно было бы, следовать за этой проблемой и дать истории развиваться вокруг неё, но молодые люди останавливают меня от слишком глубокого погружения в данную тему. Это заставляет задуматься.

То, что мы не построили личные отношения — не неудача, а осознанное решение не делать этого. Таково мировоззрение нынешнего поколения. Я вижу это дорогой к созданию чего-то, что будет близко людям того возраста, который нас преимущественно смотрит.

— Это связано с вашими прошлыми ответами, но я думаю, что как команды, так и работы P.A. Works многогранны и дают разные представления о ценностях.

Хорикава: Одна из тем аниме  Sakura Quest (Квест на фоне сакуры) — жизнь разных культур. Идея состоит в объединении, принятии традиционной культуры и новых знаний, других мировоззрений.

Как я уже говорил, молодые люди считают, что мы должны задуматься о тех вещах, которые мы можем перенять, найти что-то новое и интересное. И творцы должны думать именно так.

Уже давно я прочитал книгу The Walking People. Это собрание устных традиций племени ирокезов, которые несмотря на небольшую численность, смогли, благодаря путешествиям, передать свои традиции по всему миру. Эта книга очень стимулировала меня.

В племенах есть рассказчики. Имеющиеся знания и опыт они передают в форме историй. Они интересно рассказывают свои истории, и у каждого пробуждается к ним интерес.

Анимация и романы похожи. Вы не объясняете, что как происходит. Даже если вы поменяете формат или как-либо измените его, пока важные части остаются целостными сохраняется и суть.

Отсюда исходит наше желание, сделать произведение, которое будет актуально еще 10 или 20 лет. В своих работах мы показываем различные знания и культуры как развлечение, и это должно быть интереснее людям, чем просто распространение научного тезиса.



— У меня складывается впечатление, что вы много внимания уделяете обучению аниматоров, особенно потому что P.A. Works расположена так далеко от Токио.

Хорикава: Каждый использует тот стиль анимации, который предпочитает. Но адекватный учебный план об основах и практика — это то, чего не хватает индустрии.

Учебный план от  P.A.Works скоро примет свою конкретную форму. Мы можем создать корпоративную традицию, с помощью которой мы покажем, как наследуется наше искусство и как мы им управляем. Идея о том, как и что сделать, обновляется каждый год.

В другой студии может быть иначе, но это то, что любимо и значимо в P.A.Works. Я думаю, если бы каждая компания создала бы подобный учебный план, образование для молодых художников было бы лучше, чем сейчас.

Весной этого года мы откроем учебный центр. Мы думаем о том, чему каждый день учим и какие техники будут полезны на практике. Я очень взволнован, чтобы увидеть, как и в каких областях всё это будет развиваться через несколько лет.

— Какие аниме или проекты вы считаете волнующими, стимулирующими?

Хорикава: Я участвую в нём на данный момент, это Sakuragaike Quest, спин-офф аниме Sakura Quest (Квест на фоне сакуры) . Мы работает над интересной для нас идеей — включение местных жителей в связь между аниме и реальным миром.

Здесь, в Нанто, много молодых творческих людей со страстью и способностями. Это не бизнес, и я поражён, как мне удалось создать подобны образ жизни вдали от больших городов. Мы размышляли о том, как разные художники смогут объединиться, чтобы вместе работать над темой.

С 2000-го года в Ниигате проводится фестиваль Echigo-Tsumari, во время которого целая деревня становится арт-объектом. В фестивале участвуют всемирно известные художники, и сотни тысяч зрителей приходят, чтобы увидеть это. Я думаю над тем, как можно объединить местных жителей и художников здесь, в Нанто. Как мы можем использовать наш талант в создании историй и сделать что-то творческое?

Я считаю, что анимация как сфера имеет огромное влияние. О чём думают и к чему стремятся японские художники и ремесленники, когда они творят? Я думаю, что если возьму их ответы и преподнесу в развлекательной форме, то люди по всему миру захотят увидеть это.



— И наконец, оставьте, пожалуйста, какое-нибудь сообщение для аниме-фанатов по всему миру.

Хорикава: Я действительно радуюсь тому, что думают фанаты по всему миру. Я часто читаю, что пишут японские фанаты. но я считаю, что в Японии люди слишком много переживают о том, совпадает ли их мнение с чужим, и смотрят ли другие люди те же шоу.  В то время как вне Японии люди любят какой-то проект и поддерживают его годами. Я нахожу очаровательным умение вникнуть в сюжет и сформировать сво собственные мысли.

То, что есть в наших аниме полностью отличается от ваших деятельности и опыта, так что я не вижу необходимости соответствовать мнению людей вокруг вас. Я хочу, чтобы каждый оценил это по-своему.

Аниме, которые делает P.A.Works, могут выглядеть просто по сравнению с другими, но они сделаны с глубоким погружением в тему, чтобы ответить на наши вопросы. Поэтому я был бы более счастлив услышать ваше собственное мнение, основанное на том, что вы поняли, думаете, вашу оценку нашей работы,а не повторение чужого мнения.